Дефектологический нон-фикшн
Альманах №54 · Выпуск первый · 2023 год
На стороне ребенка
Цель статьи - анализ научного наследия Е.О.Смирновой, в трудах которой разработана оригинальная концепция развития общения ребенка со взрослым и сверстниками в раннем и дошкольном возрасте в условиях конвергентной среды. Обосновано единство генезиса воли и произвольности как основы формирования самостоятельности и самодетерминации личности. Обосновано положение о роли совместной деятельности взрослого с ребенком как условия одновременного присвоения ребенком мотивов и культурных способов действия, обеспечивающего осмысленность и осознанность деятельности ребенка. Раскрыто содержание и структура родительского отношения включающего предметное и личностное начало, предложена эмпирическая типология стилей родительского поведения. Выделена тенденция трансформации сюжетной игры на основе сравнительного анализа игры когорт современных дошкольников и когорты 40-50х гг. Выделены характеристики детской субкультуры, отражающие кризис детства, специальное внимание уделено тенденциям трансформации игрушек и роли мультфильмов и компьютерных игр в конвергентной среде развития. Разработаны критерии экспертной оценки игрушек и мультфильмов. Сформулированы требования к компьютерным играм, отражающие социальный запрос на создание контента развивающей, безопасной информационной среды.
Ключевые слова
На стороне ребенка
дошкольное детствообщение ребенка с взрослым
воля
произвольность
сюжетно-ролевая игра
детская субкультура
психологическая экспертиза игрушки
восприятие мультфильмов
История специального образования: новое фундаментальное исследование и увлекательное чтение
,
В статье анализируются результаты фундаментального исследования Н.Н. Малофеева, описанные в монографии «Как это было в Отечестве, или Практика обучения детей с нарушением слуха в Российской империи (1806–1917 годы)». Впервые реконструирована полная историческая картина становления отечественной практики обучения глухих, охватывая все регионы Российской Империи, все виды специальных образовательных учреждений, появившихся на карте страны в период 1806–1917 гг. Доказана взаимосвязь между социокультурным контекстом жизни страны и вероятностью появления образовательных учреждений для глухих, их жизнестойкостью, долгосрочностью перспективы существования, темпом и характером развития.
Ключевые слова
История специального образования: новое фундаментальное исследование и увлекательное чтение
История дефектологиясурдопедагогика
благотворительность
Россия
цивилизация подход
закономерность
становление
образовательная система
Научные подходы к преодолению учебных трудностей современных школьников
,
Cтатья представляет собой обзор научных текстов книги для учителя «Проблемы школьной неуспешности детей и пути ее преодоления», опубликованной в 2023 году. В ней изложены взгляды ученых в отношении классификации причин и вариантов школьной неуспеваемости детей. Раскрыта система факторов и условий, лежащих в основе этой педагогической проблемы. Приводятся объективные данные о психофизических закономерностях и механизмах учебной деятельности, психолого-педагогические критерии, свидетельствующие о риске возникновения у обучающихся учебных трудностей, предлагаются эффективные методы и формы профилактики преодоления школьной неуспешности детей, в том числе практические советы по организации и индивидуализации педагогического процесса. Системная работа всех участников образовательного процесса, наряду с применение современных инновационных педагогических технологий, рассматривается в качестве фактора, определяющего успех достижения образовательных результатов и освоения обучающимся программным материалом.
Ключевые слова
Научные подходы к преодолению учебных трудностей современных школьников
учебная готовностьшкольная неуспешность
психофизиологические механизмы
учебная программа
образовательные результаты
коррекционно-педагогические технологии
индивидуально-личностный подход
педагогические компетенции
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития: ретроспектива и перспективы
В статье представлены результаты теоретико-экспериментального исследования, целью которого являлось создание целостной системы психолого-педагогического сопровождения, позволяющей на практике обеспечить доступность качественного образования каждому ребенку с задержкой психического развития (ЗПР). Проведен ретроспективный анализ междисциплинарных исследований и этапов становления системы образования детей с ЗПР; определены, конкретизированы и обоснованы роль и задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР; намечены перспективы использования полученных результатов в современной образовательной практике.
Ключевые слова
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития: ретроспектива и перспективы
дети с задержкой психического развития (ЗПР)особые образовательные потребности
типологическая дифференциация
вариант развития
психолого-педагогическое сопровождение
инклюзивное образование
Эволюция терминов как отражение истории дефектологии и ее актуального этапа
В статье представлен обзор результатов первого теоретического исследования эволюции профессионального языка дефектолога, выполненного Н.Н. Малофеевым, О.И. Кукушкиной и Е.Л. Гончаровой и изложенного в учебном пособии для студентов «Специальная психология и коррекционная педагогика: эволюция терминов». Показаны закономерные изменения базовых терминов, запускающие механизмы и движущие силы эволюции профессионального языка. Представлен методический аппарат, позволяющий студентам осваивать содержание базовых терминов за счет активной самостоятельной работы.
Ключевые слова
Эволюция терминов как отражение истории дефектологии и ее актуального этапа
Л.С. Выготскийистория терминологии
дефектология
базовые термины
дети с ограниченными возможностями здоровья
дети с особыми образовательными потребностями
стандарт образования детей с ОВЗ
жизненная компетенция детей с ОВЗ
система специального образования
инклюзивное образование
О книге для родителей «Осторожно гены, или что нужно знать о наследственной тугоухости»
В статье представлена важная информация о проблеме диагностики генетических нарушений слуха, которая на сегодняшний день становится более распространенной. Когда у слышащих родителей у ребенка при рождении обнаруживается тугоухость и они начинают искать причины глухоты, к их удивлению они оказываются наследственными, а при этом родственников с нарушением слуха нет. Статья рассказывает о книге доктора медицинских наук Марковой Т.Г., эксперта в области отогенетики, которая написана для родителей и описывает причины возникновения нарушений слуха у детей. Причины эти зачастую кроются в генах, нарушение которых приводит к тугоухости. Книга объясняет родителям, что такое тугоухость, почему волосковые клетки не воспринимают звук, и почему помогает кохлеарная имплантация. Особое внимание в книге занимают современные способы, которые позволят избежать рождения ребенка с нарушенным слухом, включая взгляд на генотерапию.
Ключевые слова
О книге для родителей «Осторожно гены, или что нужно знать о наследственной тугоухости»
генетические типы тугоухостиDFNB1
наследственные нарушения слуха
КОННЕКСИН 26
ген GJB2
несиндромальная тугоухость
синдром
сенсоневральная тугоухость
аутосомно-рецессивная тугоухость
аутосомно-доминантная тугоухость
дети с нарушением слуха
прогноз потомства при наследственной тугоухости