Цель исследования
Повысить эффективность соревновательной деятельности баскетболисток с нарушением слуха за счет изменения модели их физической подготовки.
Задачи исследования
- Провести анализ научно-методической литературы по вопросам теории и методики физической подготовки баскетболисток с нарушением слуха.
- Разработать модель физической подготовки квалифицированных баскетболисток с тяжелыми нарушениями слуха, учитывающую специфику их первичных и вторичных нарушений развития и направленную на их максимально возможную компенсацию.
- Экспериментально проверить эффективность разработанной модели физической подготовки баскетболисток с тяжелыми нарушениями слуха.
Методы исследования
- анализ зарубежных и отечественных литературных источников по проблеме исследования, отбор, систематизация и обобщение данных;
- анкетирование и беседа (с тренерами сборных сурдлимпийских команд по баскетболу из разных городов Российской Федерации);
- проектирование модели физической подготовки квалифицированных баскетболисток, которая учитывает специфику их первичных и вторичных нарушений развития, направлена на их максимально возможную компенсацию;
- педагогический эксперимент;
- тестирование;
- количественный и качественный анализ экспериментальных данных;
- математико-статистическая обработка данных с применением современных компьютерных анализирующих программ
Физическая подготовка выделяется и осмысливается как один из решающих компонентов учебно-тренировочного процесса, важнейший ресурс повышения эффективности соревновательной деятельности. Основанием служат данные о том, что от уровня физической подготовки зависит успешность технической, тактической подготовки, возможность максимальной реализации морально-волевых качеств баскетболиста в процессе соревновательной деятельности. На современном этапе развития сурдлимпийского спорта к физической подготовке квалифицированных баскетболисток с нарушением слуха предъявляются требования самого высокого уровня [6,8,12].
На практике система физической подготовки баскетболисток с нарушенным слухом во многом схожа с системой подготовки слышащих спортсменок, что не позволяет учитывать специфику их развития и реализовывать в полной мере компенсаторные возможности. Этим определяется необходимость изменить систему физической подготовки, учитывая объективно заданные сенсорные и другие ограничения, но максимально используя компенсаторные возможности спортсменов с тяжелыми нарушениями слуха [7,11].
Проведенный на этом этапе анализ зарубежной и отечественной литературы выявил дефицит исследований по разработке научно обоснованных и экспериментально проверенных специальных методик физической подготовки данного контингента спортсменов, на которые можно было бы опираться в ходе проектирования новой модели [4,5].
Для выявления представлений квалифицированных практиков о необходимости изменения учебно-тренировочного процесса квалифицированных глухих баскетболисток была разработана анкета и проведен опрос представителей тренерского состава сборных команд города Москвы, Санкт-Петербурга, а также Московской, Белгородской, Новосибирской, Кемеровской, Челябинской областей.
В качестве респондентов было привлечено 18 тренеров из разных регионов Российской Федерации. Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Представления респондентов о факторах, определяющих необходимость изменения и специализации тренировочного процесса баскетболисток с нарушением слуха (n=18)
Ранговая оценка | Факторы | Ранговый показатель (%) |
---|---|---|
1 | Ослабление функций сенсорных анализаторов и нарушение стадий формирования двигательных навыков | 30,4 |
2 | Необходимость избирательной активизации отдельных функциональных систем | 19,6 |
3 | Необходимость учитывать в методиках тренировки характер и степень выраженности функциональных нарушений организма спортсменок | 16,7 |
4 | Обусловленность качества игровых действий функционированием сенсорных анализаторов, участвующих в работе | 13,2 |
5 | Возможность частичной взаимозаменяемости и взаимодополняемости сенсорных регуляторов, относящихся к различным функциональным системам | 11,7 |
6 | Взаимосвязь развития слухового анализатора и наглядно-действенного мышления | 8,4 |
Наиболее значимыми, по мнению респондентов, являются:
- ослабление функций сенсорных анализаторов и нарушение стадий формирования двигательных навыков;
- необходимость избирательной активизации отдельных функциональных систем;
- зависимость методики тренировки от характера и степени выраженности имеющихся у спортсменок функциональных нарушений.
Анализ накопленного опыта тренировок баскетболисток с нарушенным слухом подтвердил необходимость реконструкции учебно-тренировочного процесса, выделения области физической подготовки, проектирования специальной модели ее формирования [9].
Задачи физической подготовки слышащих и глухих баскетболисток являются во многом общими. Это повышение общей физической подготовленности; развитие значимых для данного вида спорта физических качеств; повышение двигательного потенциала баскетболисток. Однако эффективное решение данных задач в отношении баскетболисток с нарушениями слуха требует разработки специальных принципов организации и методов решения.
В отличие от слышащих, у спортсменов с нарушением слуха в учебно-тренировочном процессе нет возможности получать указания тренера по всем каналам восприятия информации, вследствие чего понимание указаний тренера может быть неполным, неточным и даже искаженным в отдельных случаях. У этой группы спортсменов ограничена сенсорная база формирования двигательной активности, оперативной ориентировки в игре, вербальной коммуникации с тренером [3].
Соответственно, требуется модель физической подготовки, позволяющая «обойти» эти трудности, свести их к минимуму, найти способ перевести на сохранную сенсорную основу восприятие указаний тренера в учебно-тренировочном процессе, систему ориентировки, формирование двигательной активности и таким образом повысить двигательный и физический потенциал глухих баскетболисток [1].
При проектировании модели физической подготовки баскетболисток с нарушением слуха были разработаны и применялись следующие принципы:
- принцип сопряженного развития физических качеств, определяющих физическую готовность спортсменок с нарушением слуха к соревнованиям по баскетболу;
- принцип опоры на сохранные анализаторы в ходе всего тренировочного процесса для компенсации нарушений слухового восприятия;
- принцип использования технических средств, позволяющих создавать глухим баскетболисткам дополнительную зрительную динамическую опору для перевода коммуникации, ориентировки и формирования двигательной активности на сохранную сенсорную основу;
- принцип индивидуальной дозировки физических нагрузок баскетболисток с нарушенным слухом с учетом особенностей имеющихся функциональных нарушений;
- принцип учета характера и степени выраженности нарушений деятельности вестибулярного аппарата при определении и регуляции объема физических нагрузок баскетболисток с нарушениями слуха в ходе тренировочного процесса;
- принцип использования сенсомоторной синхронизации движений спортсменок в ходе соревновательной игровой деятельности.
- принцип индивидуальной адаптации характеристик тренировочных упражнений для развития моторики.
Структура и содержание разработанной на основе данных принципов модели физической подготовки баскетболисток с тяжелыми нарушениями слуха представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Модель физической подготовки баскетболисток с тяжелыми нарушениями слуха
Спроектированная модель физической подготовки глухих баскетболисток включает как общие с подготовкой слышащих спортсменов, так и специфичные компоненты.
Модель учитывает особенности развития спортсменов с нарушениями слуха, направлена на максимальное использование их компенсаторных возможностей, предлагает «обходные пути» и специальные методы решения базовых задач.
Следующим этапом исследования являлась экспериментальная проверка созданной модели.
Традиционный учебно-тренировочный процесс был реконструирован в соответствии с разработанной моделью физической подготовки спортсменок и предусмотренными ей изменениями всего учебно-тренировочного процесса.
Для оценки эффективности разработанной модели физической готовности к соревновательному процессу были отобраны и специально адаптированы для спортсменов с нарушениями слуха тесты, позволяющие выявлять изменения характеристик и уровня их физической подготовленности по ходу и в результате проведенного эксперимента [10,13].
Использовались следующие тесты: бег 1 000 м, бег 20 м, броски мяча в корзину с разных точек (40 бросков), бросок набивного мяча, брюшной пресс, ведение мяча с закрытыми глазами в кругу, ведения мяча с изменением направления и бросками, десять восьмерок, комбинированное упражнение, отжимания от пола, оценка ощущения времени, передачи мяча, передвижение в защитной стойке 100 м, переменный скоростной бег 100 м, подтягивание на низкой перекладине, прыжок в высоту с места, прыжок в длину с места, челночный бег 3х10 м, штрафные броски, динамометрия доминантной руки, частота дыхания, проба Штанге, проба Генчи, жизненная емкость легких.
Состав участников эксперимента: сурдлимпийская сборная команда Санкт-Петербурга по баскетболу в составе 20 человек. Характеристика нарушений: из 20 баскетболисток 5 спортсменок имели тугоухость 3-й степени, а у остальных 15 спортсменок диагностировалась глухота.
На всех трех этапах тренировочного процесса женской сурдлимпийской сборной команды Санкт-Петербурга по баскетболу использовалась разработанная модель физической подготовки и проводилась ее комплексная оценка: выявлялась, анализировалась и описывалась динамика изменения показателей от этапа к этапу, а также итоговые изменения стартовых показателей.
Результаты тестирования физической подготовленности баскетболисток с тяжелыми нарушениями слуха представлены в Таблице 2.
Таблица 2. Показатели физической подготовленности и их изменения у баскетболисток с нарушением слуха (n=20) в ходе эксперимента (х ± m)
Показатели физической подготовленности | Этапы эксперимента | ||
---|---|---|---|
I | II | III | |
Бег 1 000 м (мин) | 4,25±0,12* | 3,94±0,06** | 3,41±0,05*** |
Бег 20 м (с) | 3,92±0,05* | 3,78±0,05** | 3,51±0,02*** |
Броски мяча в корзину с разных точек 40 бросков (кол-во попаданий) | 20,25±0,75* | 24,38±0,80** | 27,63±0,92*** |
Бросок набивного мяча (м) | 6,85±0,54* | 7,20±0,78** | 8,10±0,94*** |
Брюшной пресс (раз) | 32,30±0,78* | 35,70±0,82** | 41,20±0,96*** |
Ведение мяча с закрытыми глазами в кругу (кол-во кас) | 15,25±0,62* | 17,35±0,78** | 21,45±0,87*** |
Ведения мяча с изменением направления и бросками (кол.попад) | 4,33±0,56* | 6,52±0,64** | 8,34±0,73*** |
Десять восьмерок (сек) | 37,20±0,65* | 42,45±0,74** | 48,50±0,88*** |
Комбинированное упражнение (мин) | 1,21±0,08* | 1,16±0,07** | 1,05±0,04*** |
Отжимания от пола (раз за 30 сек) | 12,40±0,64* | 15,60±0,72** | 18,40±0,82*** |
Оценка ощущения времени (балл) | 2,42±0,04* | 3,56±0,06** | 4,02±0,09*** |
Передачи мяча (кол-во) | 4,57±0,03* | 6,44±0,05** | 8,06±0,08*** |
Передвижение в защитной стойке 100 м (мин) | 1,46±0,07* | 1,32±0,06** | 1,15±0,04*** |
Переменный скоростной бег 100 м (сек) | 52,20±0,85* | 49,62±0,78** | 45,38±0,72*** |
Подтягивание на низкой перекладине (раз) | 11,25±0,73* | 15,40±0,77** | 18,40±0,87*** |
Прыжок в высоту с места (см) | 31,10±0,54* | 36,39±0,65** | 42,10±0,74*** |
Прыжок в длину с места (см) | 174,70±7,29* | 178,30±8,16** | 186,40±9,18*** |
Челночный бег 3х10 м (сек) | 13,70±0,91* | 12,80±0,79** | 11,20±0,63*** |
Штрафные броски % | |||
Динамометрия доминантной руки (кг) | 33,10±1,52 | 35,30±1,43 | 37,40±1,35*** |
Частота дыхания (кол-во раз) | 15,70±0,42 | 15,60±0,49 | 15,10±0,64 |
Проба Штанге (с) | 47,20±2,62 | 50,40±2,18** | 56,70±2,31*** |
Проба Генчи (с) | 32,20±1,82* | 41,40±2,91 | 47,10±2,52*** |
Жизненная емкость легких (мл) | 3120,00±152,34 | 3360,00±116,52** | 3610,00±82,24*** |
Выявлена положительная динамика изменений показателей прыжков в длину и в высоту. Прирост достижений составил в результате: «Прыжок в длину с места» - 8,2 % и «Прыжок в высоту с места»- 7,8 % при р<0,05. Отмечается, что динамика изменений более выражена на втором этапе.
В тестах, характеризующих развитие силы, была также выявлена отчётливая положительная динамика. Спортсменки улучшили свои показатели: «Подтягивание на низкой перекладине» на 44,0 %, «Отжимания от пола» - на 39 %, «Брюшной пресс» - на 41 %. Выявленные изменения достоверны (р<0,05). Положительная динамика наблюдалась уже на втором этапе и составляла: 27,1 %, 24,2 % и 26% при р<0,05, на третьем этапе достижения продолжали расти, прирост составил: 16,3 %, 14,8 % и 15,2 % при р<0,05.
Данные, полученные в тесте «Динамометрия доминантной руки» показывают, что результаты спортсменок улучшились на 30,2 % при р<0,05. При этом прирост на втором этапе составил 5,3% при р>0,05, на третьем - на 7,6% при р>0,05. Упражнения «Подтягивания на низкой перекладине» и «Отжимания от пола», занимающие определенное место в системе физической подготовки, оказались эффективны для развития силовых качеств спортсменок с нарушенным слухом.
Для выявления динамики изменений скоростных качеств спортсменок в результате применения разработанной модели их физической подготовки использовались тесты: «Бег 20 м», «Переменный скоростной бег 100 м», «Комбинированное упражнение», «Десять восьмерок». На втором этапе было выявлено улучшение результатов. Соответственно: на 4,2 %, 5,3 %, 3,8 % и 3,4%, на третьем - на 2,5 %, 2,8 %, 1,8 % и 1,5 % при р<0,05. В результате можно фиксировать явную положительную динамику и улучшение скоростных качеств спортсменок на 7,2 %, 8,2 %, 6,7 %, 6,3 % при р<0,05.
Оценка общей выносливости проводилась при помощи теста «Бег 1000 м». Прирост достижений составил 14,2 % при р<0,05. Уже на втором этапе была зафиксирована положительная динамика изменений: 12,6 % при р<0,05, на третьем показатели улучшились на 2,2 % при р<0,05. Полученные данные подтверждают целесообразность включения задачи улучшения скоростно-силовых качеств на всех этапах физической подготовки, отведения больше 80% времени развитию именно силовых характеристик спортсменок.
Использование тестов: «Бросок набивного мяча 2 кг стоя от груди», «Штрафные броски, % попаданий», «Броски мяча в корзину с разных точек (40 бросков)», «Ведение мяча с закрытыми глазами в кругу», «Передачи мяча» и «Оценка ощущения времени» позволяло оценить динамику изменений СФК (специальных физических качеств). Анализ данных обнаружил достоверную положительную динамику изменений в тестах «Бросок набивного мяча 2 кг стоя от груди», «Штрафные броски, % попаданий», «Броски мяча в корзину с разных точек (40 бросков)», «Ведение мяча с закрытыми глазами в кругу», «Передачи мяча» и «Оценка ощущения времени». Соответственно: на 24,5 %, 22,6 %, 25,2 %, 21,7 %, 20,6 % и 22,8 % при р<0,05. При этом улучшение результатов фиксировалось уже на втором этапе: на 12,4 %, 10,2 %, 12,8 %, 9,8 %, 8,2 % и 10,3 % при р<0,05, и продолжалось на третьем: на 15,3 %, 13,4 %, 15,5 %, 12,6 %, 11,8 % и 13,2 % при р<0,05.
В результатах тестов «Челночный бег 3х10 м с ведением баскетбольного мяча», «Передвижение в защитной стойке 100 м», «Комплексный тест с выполнением ведения мяча с изменением направления и бросками его в корзину с близкого расстояния» были отмечен явный рост достижений: на 12,1 %, 12,8 % и 11,4 % при р<0,05.. По этапам динамика изменений была следующей: на втором этапе - 7,4 %, 8,2 % и 7,6 % при р<0,05, на третьем - 5,8 %, 6,7 % и 5,2 % при р<0,05. Полученные данные указывают на эффективность созданной модели физической подготовки в аспекте комплексной тренировки общей выносливости и развития скоростно-силовых качеств глухих баскетболисток.
Тестирование внешнего дыхания при помощи тестов: «Частота дыхания», «проба Штанге», «проба Генчи», «ЖЕЛ» показало выраженную положительную динамику - 25,3 % при р<0,05.
Анализ достижений спортсменок по ходу тренировочного процесса позволил выявить положительную динамику изменения показателей в тесте «проба Штанге». Уже на втором этапе прирост составил 8,2 %, а к третьему этапу возрос до 18,4 % при р<0,05.
Время выполнения «пробы Генчи» также изменилось, наблюдалось выраженное улучшение стартовых достижений - на 60,4 %, на втором этапе – на 46,3 %, на третьем – на 12,6 % при р > 0,05.
Полученные данные подтверждают увеличение ЖЕЛ на 20,1 % при р<0,05. Динамика изменений такова: на втором этапе - 8,3 % , на третьем - 10,2 %.
Таким образом, в ходе эксперимента была выявлена явная и стабильная динамика роста скоростно-силовых качеств баскетболисток, а также существенное улучшение итоговых показателей спортсменок в сравнении со стартовым уровнем, что свидетельствует об эффективности специальной модели физической подготовки баскетболисток с нарушением слуха [2,3].
Полученные данные корреляционного анализа обнаруживают связь и положительное влияние проведенных по новой модели тренировок в области ОФП (общая физическая подготовка) на ТТМ (технико-тактическое мастерство). Показателем стойкости, сложившейся в результате тренировок функциональной системы баскетболисток сурдлимпийской команды Санкт-Петербурга, можно считать выраженные и устойчивые корреляционные связи между ТТМ (технико-тактическое мастерство), ОФП (общая физическая подготовка) и функциональным состоянием спортсменов.
В результате применения разработанной модели физической подготовки и изменений в учебно-тренировочном процессе сурдлимпийская сборная команда Санкт-Петербурга по баскетболу начала стабильно занимать призовые места на Чемпионате России 2012, 2013 – 3 место, 2014, 2015 – 2 место, и в 2016 стала чемпионом страны, тем самым подняв свой рейтинг.
Полученные результаты анализа экспериментального материала позволяют считать эффективной разработанную модель физической подготовки баскетболисток с нарушением слуха. Ее применение приводит к существенному улучшению показателей общей физической подготовки и состояния функциональной системы спортсменок, что в свою очередь оказывает положительное влияние на их технико-тактическое мастерство [3,5].
Итак, проведено исследование, рассматривающее физическую подготовку глухих баскетболисток как резерв повышения эффективности их технико-тактического мастерства, соревновательной деятельности.
Раскрыта сущность проблемы, возникающей при подготовке глухих баскетболисток – невозможность использовать полноценную, характерную для слышащих спортсменов, систему вербальной коммуникации с тренером и систему ориентировки при исполнении требуемых действий в ходе тренировочного процесса, нарушение сенсорной основы формирования физической готовности и требуемых в баскетболе качеств [2].
Показана необходимость и целесообразность модификации модели физической подготовки и учебно-тренировочного процесса в целом с учетом объективных первичных сенсорных ограничений и вторичных функциональных особенностей развития баскетболисток с нарушениями слуха.
Разработаны и описаны принципы построения специальной модели, содержащей как общие со слышащими спортсменами, так и специфические компоненты физической подготовки: сопряженного развития физических качеств, определяющих физическую готовность спортсменок с нарушением слуха к соревнованиям по баскетболу; опоры на сохранные анализаторы в ходе всего тренировочного процесса для компенсации нарушений слухового восприятия; использования технических средств, позволяющих создавать глухим баскетболисткам дополнительную зрительную динамическую опору для перевода коммуникации, ориентировки и формирования двигательной активности на сохранную сенсорную основу; индивидуальной дозировки физических нагрузок баскетболисток с нарушенным слухом с учетом особенностей имеющихся функциональных нарушений; учета характера и степени выраженности нарушений деятельности вестибулярного аппарата при определении и регуляции объема физических нагрузок, сенсомоторной синхронизации движений спортсменок в ходе соревновательной игровой деятельности, индивидуальной адаптации характеристик тренировочных упражнений для развития моторики [5].
Представлена разработанная модель физической подготовки квалифицированных баскетболисток с тяжелыми нарушениями слуха, учитывающая особенности их развития, предусматривающая опору на сохранные анализаторы, предусматривающая «обходные пути» и специальные средства обучения.
Впервые для повышения эффективности физической подготовки квалифицированных баскетболисток с глухотой и тяжелой тугоухостью искусственно вводилась дополнительная визуальная динамическая опора - световой метроном, описано его применение, роль и место в учебно-тренировочном процессе.
Разработанная модель была экспериментально проверена. Выявлена положительная динамика роста скоростно-силовых качеств баскетболисток, технико-тактического мастерства, достижений в тренировочной и соревновательной деятельности.
Исследование открывает перспективу разработки и применения «обходных путей» и специальных средств физической подготовки квалифицированных спортсменов с тяжелыми нарушениями слуха.