В статье представлена актуальная проблематика исследований в области коррекционной педагогики – важнейший ориентир начинающих исследователей при выборе темы диссертации. Авторы описывают значимые для развития коррекционной педагогики исследовательские поля, в рамках которых целесообразно искать интересующую тему конкретного диссертационного исследования. Данная система ориентиров создана для начинающих исследователей ведущими дефектологами отечественной научной школы, впервые создана карта исследовательских полей в области современной педагогики.
Раздел паспорта научной специальности
5.8.3. – Коррекционная педагогика
Актуальная тематика исследований
1. Теория и методология коррекционной педагогики
- Развитие идей Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития лиц с нарушениями: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата; лиц с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития, с измененным функциональным статусом вследствие применения новейших цифровых и медико-биологических технологий.
- Идея коррекции вторичных нарушений развития у лиц с ОВЗ и идея запуска нормативного развития у имплантированных детей на современном этапе развития коррекционной педагогики.
- Современные представления отечественной научной школы о коллективном субъекте профессиональной деятельности специалистов в области коррекционной педагогики.
- Современные представления отечественной научной школы коррекционной педагогики об инклюзивном образовании лиц с ОВЗ.
- Роль, место и эффективность применения методов, приемов, технологий специального обучения в инклюзивном образовании разных категорий лиц с ОВЗ.
- Современные «обходные пути» обучения лиц с ОВЗ.
- Современные представления отечественной научной школы об общих для всех специалистов в области коррекционной педагогики задачах, содержании, этапах, методах и способах оценки результативности профессиональной деятельности.
- Современные представления отечественной научной школы о специфичных для каждой области коррекционной педагогики задачах, содержании, методах профессиональной деятельности специалистов.
- Определение проблематики исследований в области коррекционной психологии, необходимых для дальнейшего продуктивного развития отечественной научной школы коррекционной педагогики.
2. История развития научных взглядов и практики обучения и воспитания лиц с нарушениями развития, находящихся на разных возрастных этапах, анализ и прогнозирование тенденций развития систем специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и/или инвалидностью (с различными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, детей с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития, с измененным функциональным статусом вследствие применения новейших цифровых и медико-биологических технологий) в России и других странах
- Анализ истории развития научных взглядов на решение центральных проблем коррекционной педагогики в отношении лиц с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, лиц с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития, с измененным функциональным статусом вследствие применения новейших цифровых и медико-биологических технологий.
- История развития научных взглядов на цели, содержание, методы реабилитации лиц с приобретенными первичными нарушениями и изменение представлений о возможных достижениях.
- Сравнительные исследования истории развития научных представлений о необходимых каждой категории лиц с ОВЗ системах обучения и воспитания (в России и других странах мира).
3. Педагогические классификации, критерии психолого-педагогических, клинико-педагогических, клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития различных категорий лиц с ОВЗ
- Анализ и уточнение уже имеющихся психолого-педагогических типологий детей с ОВЗ на основе данных современных клинико-психолого-педагогических исследований (основания, критерии).
- Разработка современных педагогических типологий детей с различными нарушениями: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, детей с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития на основе анализа вариантов психического развития в каждой нозологической группе (основания, критерии).
- Разработка современных педагогических типологий лиц с приобретенными первичными нарушениями, позволяющих дифференцировать их особые образовательные потребности.
4. Педагогическое изучение и выявление нарушений развития, педагогические компоненты дифференциальной диагностики и диагностики особенностей развития лиц с ОВЗ и/или инвалидностью на всех возрастных этапах
- Педагогическое изучение современной популяции детей группы риска, начиная с младенческого возраста; детей, подростков и взрослых с ОВЗ.
- Определение и обоснование содержания педагогического компонента дифференциальной диагностики нарушений развития у лиц с ОВЗ.
- Определение и обоснование содержания педагогического компонента диагностики индивидуального развития лиц различного возраста с нарушениями: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, детей с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития, с измененным функциональным статусом вследствие применения имплантационных технологий.
5. Особые образовательные потребности лиц младенческого, раннего, дошкольного, школьного и пост-школьного возраста с риском возникновения нарушений развития, с нарушениями развития, в том числе с ОВЗ и/или инвалидностью, и их учет в образовательном процессе
- Выявление и обоснование особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста для каждой нозологической группы с учетом всего спектра вариантов психического развития.
- Изучение особых образовательных потребностей детей группы риска и лиц с ОВЗ на разных возрастных этапах в различных институциональных средах.
- Изучение динамики особых образовательных потребностей у различных категорий лиц с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного образования.
6. Системы раннего выявления, профилактики и коррекционно-развивающей помощи детям группы риска и с выявленными нарушениями развития
- Методы педагогического выявления детей с риском нарушения развития на ранних этапах онтогенеза.
- Профилактика вторичных нарушений развития у детей раннего возраста.
- Определение и обоснование содержания педагогического компонента медико-психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с формирующимся нарушением развития.
- Определение и обоснование содержания педагогического компонента медико-психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с выявленными нарушениями развития.
- Разработка, обоснование и экспериментальная проверка методов ранней профилактики инвалидности у детей в различных условиях организации ранней помощи.
7. Содержание, организация и педагогические условия коррекционно-развивающего воспитания и обучения лиц с ОВЗ и/или инвалидностью в системе образования (специальное и инклюзивное), здравоохранения и социальной защиты населения
- Выявление соответствия содержания дошкольного образования каждой нозологической группы детей с ОВЗ ее особым образовательным потребностям с учетом всего спектра вариантов психического развития.
- Преобразование результатов психологических исследований о различных вариантах психического развития детей внутри каждой нозологической группы в педагогические представления о требуемом содержании дошкольного образования.
- Переосмысление содержания образования в аспекте соотношения задач формирования академической и жизненной компетенции с учетом различия вариантов психического развития лиц одной нозологической группы в условиях специального и инклюзивного образования.
- Разработка содержания и методов формирования представлений, умений и навыков в каждой области жизненной компетенции в соответствии с особыми образовательными потребностями разных категорий лиц с ОВЗ дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста.
- Определение и обоснование содержания работы специалиста в области коррекционной педагогики по сопровождению семьи и ребенка группы риска, с ОВЗ/инвалидностью в условиях длительного лечения в медицинском стационаре.
- Определение и экспериментальная проверка оптимальных условий организации образования детей группы риска, с ОВЗ/инвалидностью в условиях длительного лечения в медицинском стационаре.
- Задачи, содержание и методы взаимодействия специалиста в области коррекционной педагогики с врачами медицинского стационара, где проходит длительное лечение ребенок группы риска, с ОВЗ, инвалидностью.
8. Методы, методики, технологии обучения и воспитания лиц с ОВЗ и/или инвалидностью на различных возрастных этапах
-
Анализ, разработка, обоснование и экспериментальная проверка методов, методик, технологий, недостающего инструментального обеспечения различных видов и этапов практической профессиональной деятельности специалистов в отношении лиц различных возрастов, разных нозологических групп и вариантов психического развития:
- педагогическое выявление детей с подозрением на нарушение развития;
- дифференциальная диагностика нарушений развития;
- диагностика индивидуального развития;
- определение задач, содержания и методов коррекционно-развивающего обучения;
- реализация намеченной программы коррекционно-развивающего обучения;
- оценка достижений и корректировка дальнейшей работы с ребенком и его семьей.
9. Предупреждение и коррекция вторичных отклонений развития у детей «группы риска», у детей дошкольного и школьного возраста, лиц с ОВЗ и/или инвалидностью средствами специального образования
- Преобразование результатов психологических исследований о вторичных отклонениях развития в педагогические представления о содержании и методах их предупреждения и коррекции у детей различных возрастов, различных нозологических групп и вариантов психического развития в различных условиях образования.
- Предупреждение и коррекция вторичных нарушений развития у лиц с приобретенными первичными нарушениями.
10. Развитие жизненных компетенций и социальная адаптация лиц с ОВЗ и/или инвалидностью в образовательном пространстве
- Определение структуры и содержания области развития жизненной компетенции дошкольников всех нозологических групп с учетом вариантов психического развития внутри каждой группы.
- Разработка и экспериментальная проверка методов формирования жизненной компетенции у младших школьников с различными нарушениями: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, детей с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития, с измененным функциональным статусом.
- Изучение взаимосвязи качественных характеристик жизненной компетенции и успешности социальной адаптации лиц с ОВЗ различных нозологических групп, вариантов психического развития на разных возрастных этапах.
- Различия подходов и методов оценки достижений лиц с ОВЗ в сфере академической и жизненной компетенции.
- Разработка и экспериментальная проверка инструментария оценки достижений в сфере жизненной компетенции дошкольников и школьников с ОВЗ.
11. Технологии освоения цифрового пространства лицами с ОВЗ и/или инвалидностью на различных возрастных этапах
- Педагогическое изучение возможностей и ограничений разных категорий лиц с ОВЗ в освоении цифрового пространства для решения жизненно важных задач на разных возрастных этапах.
- Педагогическое изучение возможностей и ограничений лиц с ОВЗ в освоении цифрового пространства для решения задач образования на разных возрастных этапах.
- Определение круга задач в сфере освоения цифрового пространства, необходимых для социальной адаптации и получения образования и при этом доступных лицам с различными нарушениями: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, детей с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития, с измененным функциональным статусом.
- Педагогическое изучение безопасности ребенка с ОВЗ в сетевом пространстве.
- Разработка и экспериментальная проверка специальных методик обучения общепринятым инструментам работы в сети лиц с ОВЗ с учетом особенностей их развития и особых образовательных потребностей.
12. Цифровые технологии обучения и коррекции нарушений развития у лиц с ОВЗ и/или инвалидностью
- Разработка и экспериментальная апробация специализированных цифровых технологий формирования и коррекции трудностей освоения жизненной компетенции у лиц с ОВЗ и/или инвалидностью.
- Разработка и экспериментальная апробация специализированных цифровых технологий формирования и коррекции трудностей освоения академической компетенции лиц с ОВЗ и/или инвалидностью.
- Изучение возможностей и ограничений оказания коррекционной помощи семье и ребенку с ОВЗ в сети Интернет.
- Трансляция специальных методов обучения и коррекции нарушений развития у лиц с ОВЗ в инклюзивное образование посредством обучения педагогов цифровым инструментам развивающего и коррекционно направленного обучения детей с ОВЗ.
13. Системы профориентации, предпрофессионального обучения, профессионального образования и профессионального обучения, переподготовки, трудоустройства лиц с ОВЗ и/или инвалидностью
- Профориентация как обязательный компонент системы непрерывного профессионального образования лиц с ОВЗ и/или инвалидностью различных нозологических групп и вариантов психического развития.
- Педагогическое изучение и учет предикторов успешной/неуспешной адаптации в трудовом коллективе лиц с ОВЗ и/или инвалидностью разных нозологических групп с различными вариантами психического развития в системе профессионального образования.
- Целевые ориентиры, содержание и методы предпрофессиональной подготовки детей с ОВЗ и/или инвалидностью разных нозологических групп.
- Анализ и характеристика современных профессий, доступных для освоения выпускниками школ с ОВЗ, инвалидностью.
- Разработка и экспериментальная проверка новых форм организации профессионального обучения и профессионального образования лиц с ОВЗ и/или инвалидностью различных нозологических групп с учетом спектра вариантов психического развития.
- Педагогический компонент оценки готовности выпускников с ОВЗ и/или инвалидностью к профессиональному образованию.
- Педагогическое изучение профессионального выбора лиц с ОВЗ и/или инвалидность, учет ими своих возможностей и ограничений.
- Задачи, содержание и методы профессиональной переподготовки специалистов в области коррекционной педагогики.
- Педагогическое изучение трудоустройства выпускников школ с ОВЗ, с инвалидностью.
14. Психолого-педагогическая реабилитация, обучение и воспитание, профессиональное образование, профессиональное обучение и переподготовка лиц с ОВЗ и/или инвалидностью после изменения их функционального статуса вследствие применения медико-биологических технологий (дети с кохлеарными, зрительными, двигательными имплантами и др.)
- Педагогический компонент комплексной реабилитации лиц с ОВЗ и/или инвалидностью после изменения их функционального статуса вследствие применения медико-биологических технологий (дети с кохлеарными, двигательными имплантами и др.).
- Развитие метода «3П-реабилитации семьи и ребенка с кохлеарными имплантами».
- Экспериментальная проверка эффективности применения метода 3П (метода запуска развития слухового восприятия, коммуникации и речи, типичного для нормально слышащего ребенка) в отношении детей с нарушениями слуха, протезированных бинаурально современными цифровыми слуховыми аппаратами.
- Опережающее проектирование педагогического компонента комплексной реабилитации семьи и ребенка с тяжелыми нарушениями зрения после изменения его функционального статуса вследствие применения (в будущем) зрительных имплантов.
- Разработка и экспериментальная апробация педагогического компонента комплексной реабилитации семьи и ребенка с двигательными нарушениями после изменения его функционального статуса вследствие применения имплантационных технологий.
- Оценка варианта развития имплантированного и реабилитированного ребенка с ОВЗ и подбор соответствующего образовательного маршрута.
- Консультирование семьи по вопросам смены образовательного маршрута имплантированного и реабилитированного ребенка с ОВЗ.
- Разработка содержания и методов сопровождения семьи и ребенка после успешной имплантации и комплексной реабилитации.
15. Педагогические аспекты комплексной реабилитации и сопровождения лиц с ОВЗ и/или инвалидностью
- Педагогический компонент междисциплинарной работы по восстановлению социальной компетентности детей, подростков и взрослых с приобретенными первичными и вторичными нарушениями развития.
- Педагогический компонент междисциплинарной работы по восстановлению социальной компетентности лиц с ОВЗ после изменения их функционального статуса вследствие применения медико-биологических технологий.
- Педагогическая реконструкция представлений и поведения микро- и макросоциального окружения лиц с ОВЗ и/или инвалидностью разных нозологических групп.
- Задачи, содержание, методы и формы организации междисциплинарного взаимодействия специалистов в области коррекционной педагогики и здравоохранения в процессе реабилитации лиц с ОВЗ и/или инвалидностью разных нозологических групп.
- Задачи, содержание, методы и формы организации междисциплинарного взаимодействия дефектологов и специалистов сферы социальной защиты населения в процессе реабилитации лиц с ОВЗ и/или инвалидностью разных нозологических групп.
16. Психолого-педагогическое изучение и сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью. Педагогические условия включения семьи в развивающее взаимодействие с ребенком
- Выявление и характеристика спектра вариантов взаимодействия родителей со своим ребенком при нарушениях:
слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития, с измененным функциональным статусом вследствие применения имплантационных технологий. - Определение особых образовательных потребностей семьи в области взаимодействия с ребенком с ОВЗ, с формирующимся нарушением развития, с риском нарушения развития.
- Определение содержания педагогического компонента междисциплинарной помощи семье в освоении развивающего взаимодействия с ребенком с ОВЗ.
17. Содержание, методы, технологии междисциплинарного и сетевого взаимодействия специалистов в области коррекционной педагогики
- Содержание и технологии междисциплинарного взаимодействия специалистов в области коррекционной педагогики на всех этапах их профессиональной деятельности:
- педагогическое выявление детей с подозрением на нарушение развития;
- дифференциальная диагностика нарушений развития;
- диагностика индивидуального развития;
- определение задач, содержания и методов коррекционно-развивающего обучения;
- реализация намеченной программы коррекционно-развивающего обучения;
- оценка достижений и корректировка дальнейшей работы с ребенком и его семьей;
- применительно к каждой нозологической группе лиц с ОВЗ с учетом всего спектра вариантов психического развития и возрастных этапов.
- Изучение возможностей и ограничений сетевого взаимодействия специалистов в области коррекционной педагогики.
- Междисциплинарное взаимодействие как предмет профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалиста в области коррекционной педагогики.
18. Содержание, методы, технологии и инструменты профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области коррекционной педагогики для сопровождения лиц с ОВЗ и/или инвалидностью в системе профессионального образования
- Обоснование необходимости реконструкции и обновления содержания, методов, технологий и инструментов профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации специалистов в области коррекционной педагогики на основании анализа результатов современных исследований в медицине, коррекционной психологии, педагогики, компьютерных науках.
- Обоснование необходимости реконструкции содержания профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области коррекционной педагогики на основании анализа результатов исследований современной популяции детей с ОВЗ.
- Определение и обоснование профессиональных компетенций специалиста в области коррекционной педагогики на каждом этапе профессиональной деятельности применительно к каждой нозологической группе лиц с ОВЗ с учетом всего спектра вариантов психического развития на различных возрастных этапах.
- Анализ результативности профессиональной подготовки специалистов в области коррекционной педагогики в аспекте эффективности практической профессиональной деятельности.
- Изучение современной популяции студентов, профессионально осваивающих коррекционную педагогику, в аспекте их общекультурных, коммуникативных и речевых компетенций.
- Разработка специальных цифровых инструментов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области коррекционной педагогики на основе разработанной в коррекционной педагогике типологии и методологии их создания.