Пространство инклюзии: музей, театр, спорт, университет
Альманах №50 · Выпуск четвертый · 2022 год
Формирование инклюзивного музейного пространства для незрячих: тактильные рельефные панно как инструмент презентации орнаментального декора
В статье в контексте установки социальной политики на культурную инклюзию лиц с ограниченными возможностями здоровья и в русле идеи Л.С. Выготского о необходимости поиска и реализации обходных путей интеграции человека в культуру при аномальном развитии освещается и анализируется опыт создания тактильных рельефных панно для незрячих как адаптированного варианта организации взаимодействия в системе «слепой – музейная ценность», учитывающего специфические особенности познавательной и перцептивной сферы при зрительной депривации и способствующего формированию подлинно инклюзивного пространства музея применительно к инвалидам по зрению. Охарактеризован комплект таких панно, воплощающих орнаменты Строгановского дворца – филиала Русского музея (Санкт-Петербург), изложены принципы их исполнения и размещения, с учетом результатов апробации раскрыты методические аспекты и перспективы их дальнейшего использования в инклюзивной музейной практике.
Ключевые слова
Формирование инклюзивного музейного пространства для незрячих: тактильные рельефные панно как инструмент презентации орнаментального декора
инвалиды по зрениюслепые
культурная инклюзия
музейное пространство
тактильные рельефные панно
орнамент
тактильное ознакомление
Инклюзивное пространство театра как ресурс развития и социализации лиц с нарушенным слухом
В статье раскрывается роль театра в развитии и социализации лиц с нарушением слуха.
Представлены результаты опроса, касающегося ключевой для практики инклюзивного театра проблемы – готовности глухих и слабослышащих посещать театр вместе со слышащими.
При значимых различиях в уровне готовности в зависимости от театральных предпочтений и зрительского опыта у подростков и молодых людей с нарушением слуха самым комфортным для них способом восприятия спектакля является сопровождение театрального действия переводом на жестовый язык. При этом сочетание репертуарного спектакля профессионального театра и перевода на русский жестовый язык позволяет решать непростую задачу, которая ставится перед сурдопедагогами: интегрировать неслышащих в мир слышащих.
Представлены итоги реализации проекта ТЕАТРБЕЗГРАНИЦ, реализуемого в Санкт-Петербурге, по созданию условий доступной театральной среды и обеспечения зрителей с нарушением слуха равными возможностями с учётом их особых потребностей.
Ключевые слова
Инклюзивное пространство театра как ресурс развития и социализации лиц с нарушенным слухом
Зрители с нарушением слуханеслышащие взрослые и дети
разговорная жестовая речь
калькирующая жестовая речь
инклюзивный проект
доступная среда
переводчик жестового языка
социальная практика
Студенческая молодежь: готовность к реализации инклюзивных образовательных отношений в вузе
В статье представлены результаты поисково-констатирующего эксперимента, направленного на изучение статуса студенческой молодежи в системе инклюзивных образовательных отношений в высшей школе. По материалам онлайн-анкетирования 1047 студентов вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, осваивающих образовательные программы экономико-правового, инженерно-технического, социогуманитарного, естественнонаучного и психолого-педагогического профиля, констатируется, что позиция студенческой молодежи как субъекта инклюзивных образовательных отношений в вузе не является оптимальной, поскольку демонстрируемая студентами лояльность по отношению к инклюзивному вузовскому образованию и совместному обучению с инвалидами по зрению, инвалидами по слуху и инвалидами вследствие нарушения опорно-двигательного аппарата оказывается во многом декларативной и не имеет под собой прочной знаниевой основы как применительно к сущностным характеристикам инклюзивного высшего образования в целом, так и применительно к специфике учебно-познавательной и коммуникативной деятельности студентов-инвалидов различных нозологических групп. В свете этого делается вывод о необходимости проведения планомерной и целенаправленной работы по формированию инклюзивной культуры студентов, не имеющих инвалидности.
Ключевые слова
Студенческая молодежь: готовность к реализации инклюзивных образовательных отношений в вузе
инклюзиявысшее образование
студенческая молодежь
студенты
студенты-инвалиды
инклюзивная группа
инклюзивные образовательные отношения
инвалиды по зрению
инвалиды по слуху
инвалиды вследствие нарушения опорно-двигательного аппарата
Инклюзивные интеллектуальные игры как культурно-образовательная практика: опыт реализации и педагогический потенциал
В статье в контексте институционализации инклюзии в сферах культуры и образования анализируются сущностные характеристики инклюзивной интеллектуальной игры как специфической культурно-образовательной практики. На основе опыта организации инклюзивных интеллектуальных игр с участием инвалидов по зрению раскрываются ключевые аспекты их методического обеспечения применительно к таким играм, как «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг» в спортивных версиях, осмысливается их педагогический потенциал, обусловливаемый реализацией участниками многоролевого инклюзивного взаимодействия внутри команды и связанный с формированием и развитием у них комплекса транслируемых социально значимых навыков, относящихся к категории soft-skills: навыков решения комплексных задач, креативности, координации и взаимодействия, когнитивной гибкости, управления людьми, эмоционального интеллекта, суждения и принятия решений, тайм-менеджмента и др.
Ключевые слова
Инклюзивные интеллектуальные игры как культурно-образовательная практика: опыт реализации и педагогический потенциал
инклюзияинтеллектуальная игра
культурно-образовательная практика
команда
инклюзивное взаимодействие
инвалиды по зрению
социальная роль
навыки
Трейл-ориентирование как инклюзивная спортивная дисциплина
В статье раскрываются сущностные характеристики трейл-ориентирования как уникальной спортивной дисциплины, имеющей инклюзивную природу, реабилитационный потенциал и позволяющей лицам с ограниченными возможностями здоровья на подлинно равноправных началах участвовать в учебно-тренировочном процессе и соревновательной практике наряду со спортсменами, не имеющими ограничений по состоянию здоровья. Освещаются такие основные виды трейл-ориентирования, как «трейл-ориентирование – точное ориентирование», «трейл-ориентирование – спринт» и «трейл-ориентирование – эстафета», в контексте накопленного практического опыта излагаются организационно-методические подходы, лежащие в основе их реализации применительно к лицам с нарушением опорно-двигательного аппарата. Специальное внимание уделяется требованиям к трассам и заданиям. Также в качестве перспективного направления развития данной спортивной дисциплины определяется развертывание тренировочного и соревновательного процесса в онлайн-формате.
Ключевые слова
Трейл-ориентирование как инклюзивная спортивная дисциплина
инклюзивный спорттрейл-ориентирование
спортивная дисциплина
лица с ограниченными возможностями здоровья
нарушение опорно-двигательного аппарата
Восприятие студентами – будущими дефектологами социальной субъектности людей с инвалидностью
Ключевые слова
Восприятие студентами – будущими дефектологами социальной субъектности людей с инвалидностью
специальное (дефектологическое) образованиеинвалидность
социальная субъектность
профессиональное образование